Все права на изображения принадлежат Борису Владимировичу Суразакову

Горно-Алтайск
+7(913)999-13-67
email

О художнике

В начале 1960-х годов, когда началась хрущёвская от­тепель, в российском обществе явно обозначилась «горная болезнь». Масса молодого народа хлынула в отдалённые места, к зовущим вершинам. Там, на высоте, где только лёд, снега да скалы, был совсем иной мир, полный опасности, несказанной красоты и сердечной дружбы. Уходило всё чуждое, нанос­ное, открывалось истинное, великое. Само собой, у костра зазвучали строки, в которых воспевалась свобода, любовь и притягательное таинство гор. Песни Владимира Высоцкого стали чуть ли не гимнами отважных и смелых восходителей. То, о чём грезилось и что восторгало души, нашло созвучие также в живописи Николая Ре­риха. Его пейзажи Гималаев буквально очаровали любителей гор: они были столь прекрасны, столь духовно нзполненны, несли в себе столько красоты, что, кажется, художникам уже больше не стоило браться за альпийскую тему. Так, собственно, и случилось. Долгое время после первых выставок доселе неизвестного «индийского» Рериха никто и не решался писать горы: уж слишком весомым было его художественное слово. Надо было пройти десяткам лет, чтобы новое поколение увиде­ло в ликах вершин нечто пусть не столь величественное, но всё же своё, выношенное, выстраданное.

Конечно, в первую очередь отозвался Алтай, ведь сам Рерих придавал особое значение двум магнитам, двум устоям — «Алтай — Гималаи». Священная Белуха явилась «героем» многих полотен Л. Цесюлевича и И. Рудзите, приехавших в Сибирь из Риги. Ещё заметнее горный мир восстал в полотнах художников-алтайцев: И. Ортонуловэ, В. Чукуева, В. Ззпрудаева. Правда, альпийские пейзажи были лишь частью их многогранного творчества, и только у Бориса Суразакова они стали главной темой искусства. Так сложилось, что без гор он себя не мыс­лил. Вечно стремился на высокогорье, в заоблачный мир, чтобы там раскрыть свой походный этюдник. И то, что виделось наяву и запечат­левалось в красках, давно жило в мечтах и грёзах. Высокие снежные пики с ледниками и скалами снились ему с детства, неотступно влекли к себе и просились на полотно.

Он родился в 1950 году в предгорьях Алтая. Отец — Владимир Васильевич Суразаков происходил из рода чапты. Мама — Мария Григорьевна Сзбашкина принадлежала к роду тодош. Алтайцы всегда придерживались строгого правила, чтобы муж и жена были из разных сеоков (у алтайцев сеок — это род. — Ред.). Запомнился дядя-кузнец, который для детей ковал животных из железа. Сначала маленький Борис рисовал карандашом на бумаге, потом появились краски. Первые изо­бразительные навыки получил от школьного учителя — талантливого художника Алима Исха­кова. Перечитал массу книг по искусству Европы, Японии, Китая. После армии в 1973 году поступил в Новоалтайское художественное училище. Открывшееся год назад, оно было в активной молодой фазе. Живопись там вёл С. К. Двойное, композицию — В. А. Раменский и Б. Н. Лупачёв, рисунок — М. М. Карепова. Под их руковод­ством Борис делал заметные успехи в искусстве, а летом в альплагерях постигал техники скало­лазания и альпинизма. Только при таких счастли­вых обстоятельствах мог сложиться художник- альпинист. Или альпинист-художник.

Îáèòåëü ñâåòà. 50õ70 õ.ì.

И можно свернуть, обрыв обогнуть, —
Но мы выбираем трудный путь,
Опасный, как военная тропа.

В. Высоцкий

Да, как в песне Высоцкого, спортсмены-альпинис­ты специально выбирают технически сложный маршрут для восхождений. Тут бывают участ­ки опасного скалолазания и путь по крутому и твёрдому, как стекло, леднику. Экспедиции часто проходят в тяжелейших условиях. А погода может быть всякая — и жгучее солнце, и внезап­но ударивший мороз, и белое молоко тумана, и налетевшая буря. Никто не гарантирован ни от камнепада, ни от снежной лавины. Всё это при­ходится преодолевать, чтобы достичь желанной цели. Там побеждают лишь настоящая челове­ческая дружба и взаимопомощь, люди чистые душой, отважные, для которых магнит гор превы­ше всего, — кто, ступив на вершину, «счастлив и нем». Бориса Суразакова к горам тянуло вдвойне. Он шёл, чтобы преодолеть эту «немоту», чтобы, сменив ледоруб на кисть, излить невысказанное счастье в красках. Его «рабочее место», куда он, как правило, взбирался один, начиналось с высо­ты более 2,5 тысячи метров. «Бог дал мне силы и смелость идти туда. Нужно походить, попотеть, пострадать, пожить среди гор, чтобы потом их рисовать», — признавал художник. Он часто рисковал, срывался и падал, но чудом уцелел. Работал в спасательных отрядах, спуская постра­давших и погибших.